Сделать большую карьеру к 30 годам, получать 70 000 рублей уже в 23, работая в режимах «драйв» и «фан», — таков удел успешного маркетолога. Как им стать, рассказывает управляющий директор BBDO Branding Ольга Коновалова.
|
Ольга Коновалова
|
Род занятий |
маркетолог, менеджер |
Должность |
управляющий директор BBDO Branding |
Образование |
Факультет социологии Государственной академии управления (сейчас — ГУУ) |
Чем известна |
Любит заниматься исконно мужскими брендами. Создавала рекламу для Daewoo, BMW, Chrysler, Jeep, Dodge. Занималась стратегий таких марок пива как «Патра», «Три Богатыря», Holsten, Miller. |
Перcпективно ли изучать маркетинг в вузе? Не наблюдается ли сегодня перепроизводства специалистов?
Хорошего квалифицированного работника сложно найти. Рекламно-маркетингово-экономических дипломов раздают много, но мы тщательно подбираем себе кадры. Свежих выпускников на начальные позиции мы, конечно, набираем, а вот закрыть вакансии на среднем уровне и выше всегда непросто.
На какие деньги можно рассчитывать после вуза?
Согласно рейтингу зарплат в индустрии, проведенного
АКАР, стартовая зарплата составляет примерно 30-40 тыс рублей. Но рост возможен довольно быстрый. Все зависит от твоих способностей, от удачи — она тоже нужна. Но в среднем 70 000 рублей — это нормально для специалиста среднего уровня.
А что такое маркетинг?
Единого мнения по этому вопросу нет. Можно сказать, что маркетинг — это продвижение товаров. Но продвигать товары можно миллионами путей. Поэтому для кого-то маркетинг — это почти продажи, а для кого-то почти логистика. В институтах маркетинг, как правило, «цепляют» к рекламе. Важной частью маркетинга является брендинг, которому специалисты тоже затрудняются дать однозначное определение. Иногда нам непросто бывает договориться с клиентом. Это бывает столь же сложно, как понять последователей разных школ кунг-фу. В нашей профессии нет единых букварей — никогда точно не знаешь, кто что как назвал и какой смысл вложил.
За что вы любите маркетинг?
Потому что это — мое. Я занимаюсь тем, чем хотела заниматься всегда. Вообще, я считаю, что работаю по специальности. Я окончила социологический факультет
Государственной академии управления. Тогда еще не было профильного образования по маркетингу и рекламе.
После выпуска меня на пару лет занесло в психологию я поработала в судебно-психиатрической экспертизе.
Но это особый мир, наполненный людьми, которые мне не очень близки. Я настроена на социальные отношения, люблю работать в группе, люблю лидировать И как только я это поняла, я вернулась к здоровым людям. Выбор был невелик. Середина 90-х годов, только начала раскручиваться рекламная индустрия и поступил запрос рынка на подобных мне специалистов. Мои однокурсники устраивались либо в рекламу, либо в ресечерские компании, которые проводят маркетинговые исследования рынка. Во время учебы я поработала в «Комконе», но мне показалось, что это скучно. И я устроилась в «Останкино», где было рекламное агентство «Вид», потом перешла в «Видео Интернешнл», а затем сюда, в BBDO. То есть больше уже никуда не сворачивала.
Чем вообще занимаются люди в рекламных агентствах?
Реклама траспадается на две части:
медийную и креативную. Медийную я посчитала для себя слишком цифровой. Хотя, хочу заметить, что с точки зрения финансовых и карьерных возможностей, медиапланирование является перспективным направлением. Это профессия больших чисел и больших бюджетов. И туда уходят те, кто предпочитает возиться с данными, оперировать с цифрами. А креатив сложнее. Ведь обосновать заказчику, что предлагаемое тобой креативное решение поможет ему решить задачи по продвижению товара и поднятию продаж, трудно. Тут только сплясать можно — цифры не помогут. А мы, занимаясь креативным маркетингом и рекламой, должны доказывать эффективность предлагаемого продукта. Ты тратишь много нервных сил, зарабатывая каждый рублик. Но несмотря ни на что, я выбрала креатив и решила развиваться именно как управляющий всем этим процессом — то, что сейчас называется «менеджер по работе с клиентами».
После вуза пришлось многому учиться?
Как оказалось, мое образование было абсолютно правильным. У нас были годовые курсы общей психологии, социологии, социальной психологии — то, чего недодают на факультетах маркетинга. Сейчас стараются образование сделать более прикладным, чтобы выпускники могли сразу начинать работать. Работать они все равно не могут, а профессиональные знания сажать некуда, потому что нет гумусного слоя, фундамента. Люди хватают операционные верхи, но не понимают, как
«телеграмма, пришедшая из-за океана, сухая из воды выходит». То есть они работают без понимания механизма, как устроено то, чем они занимаются. Хорошее фундаментальное образование позволило очень быстро вписаться. Мне интересно многое: разные сферы знаний и типы задач. Я хочу заниматься и аналитическими, и творческими вопросами.
Я не готова посвятить условному жуку-скарабею
всю свою жизнь.
И я считаю, что моя карьера развивается успешно, потому что такой тип людей востребован эпохой, информационно перегруженным XXI веком. Помните у Пушкина? «Там королевич мимоходом пленяет грозного царя». Мне всегда нравилось это «мимоходом». Это про способность решать много задач одновременно, как бы жонглируя, но при этом уметь фокусироваться и расставлять приоритеты. Ты приходишь в агентство по зову сердца, потому что тебе нравится работать именно в таком сумасшедшем режиме. Здесь я у меня есть возможность заглянуть во все категории: в инвестиционный банкинг, в сотовую связь, в производство сыра, пива, мяса. Я бываю на заводах, знакомлюсь с людьми. Я знаю огромное количество историй о развитии разных сегментов, что делает меня ценным специалистом. Я могу в разговоре с сыроделом рассказать ему, обо что споткнулись в свое время производители сосисок. Эти параллели очень полезны клиенту, потому что он живет в своем замкнутом «сырном» мире, а я могу принести ему какую-то «конфетную» или «рыбную» правду.
Есть точка зрения, что у маркетологов очень веселая и творческая работа? Это так?
Маркетинг и реклама привлекательны тем, что здесь есть творчество. А представители
«поколения Миллениум» уже не хотят быть аудиторами — они хотят быть людьми творческих профессий. А здесь можно найти и общение с интересными людьми, и карьерные перспективы, и креатив. Однако, когда ты работаешь на стороне клиента, ты очень ограничен сегментом своих брендов. Например, ты бренд-менеджер бренда Х. И все твои профессиональные устремления и амбиции сконцентрированы вокруг одного продукта. Ты приобщаешься к бренду и растворяешься в нем.
Ты — носитель корпоративных ценностей и апологет продукта, который производит твой работодатель.
Это сродни патриотизму.
А в агентстве все немного иначе. Рекламный народ немного циничен: мы ведь сами эти мифы создаем. Я вижу, как иногда клиенты нам завидуют. В нашей работе больше разнообразия и свободы. Хотя, возможно, я идеализирую свое рабочее место. Я же тоже «в бренде». В бренде BBDO. Digital marketing — новый этап развития маркетинговых технологий в цифровой среде, то есть организация продвижения брендов, товаров и услуг не только в Интернете, но также с использованием приложений в телефонах, электронных дисплеев в общественных местах. /div>
Как добиться успеха в маркетинге?
Если ты на клиентской стороне, иди изначально туда, где продают то, что ты любишь. Любишь Windows — иди в Microsoft и забудь про айфон. Тогда ты получишь удовольствие от взаимодействия с брендом. А если ты хочешь потрогать руками разные вещи, иди на агентскую сторону. Но нужно понимать, что это сервисный бизнес, то есть работа в режиме «чего изволите?». Это надо уметь делать, это должно идти от души.
Что нужно для того, чтобы сделать быструю карьеру?
В работе с клиентами, помимо того, что ты умеешь делать, имеет значение, какое ты производишь впечатление — ведь клиент должен тебе довериться и в конечном итоге заплатить деньги за неосязаемый продукт. Второй аспект — коммуникационные навыки, которые составляют ядро профессии. Без них никуда. К сожалению, говорить молодое поколение разучилось. Письменный язык виртуальной среды становится разговорным, а нормальная, красивая убедительная, эмоциональная, грамотная русская речь встречается все реже. И это какой-то кошмар. В нашей сфере не выживут люди, которым некомфортно говорить на публике, которые не владеют мастерством полемики, не могут проанализировать факты, сделать из них вывод и донести до оппонента свою точку зрения. Поэтому если молодой специалист имеет достаточно знаний, умеет налаживать контакты и при этом выглядит солидно и говорит убедительно, то он может оказаться на достаточно высокой позиции, не достигнув 30 лет.
Где посоветуете получать маркетинговое образование?
Лидеры все те же: РЭУ, ГУУ, ВШЭ, экономический и социологический факультеты МГУ, МГИМО. Новые факультеты при различных институтах, к сожалению, часто не обладают преподавательским составом нужного уровня. Наш основной костяк: экономисты, социологи и лингвисты. Я считаю, что нам безумно не хватает представителей технических специальностей, то есть людей инженерного склада ума. Мы ведь не совсем гуманитарное направление, а вышло так, что всю власть в професии захватили «лирики». Мы работаем с исследовательскими данными, и нам нужны хорошие аналитические мозги.
Cоветы для начинающего маркетолога от Ольги Коноваловой
- Коммуникационные навыки — это основное. Учитесь общаться, быть интересными и терпеливыми собеседниками, иногда и светскими персонажами. Умейте донести свою мысль до других, увлечь их, но научитесь и слушать. Истины банальные, но очень точные.
- Узнавайте и соблюдайте правила. Маркетинг — это наука, пусть и не такая точная, как математика. Многочисленные книги с разными трактовками, понятиями и формулировками не должны создавать ложного впечатления, что здесь нет законов, которые нужно знать, соблюдать и лишь изредка нарушать, да и то для пользы дела.
- Умейте ждать. Если прошел год, а в карьере не произошло ощутимого роста, это не значит, что у вас стагнация. Это время скрытого роста, когда надо напитываться знаниями — слушать, улавливать. Знания эти нужно уметь брать, не говорить «да я все это уже знаю!» Такая позиция очень ограничивает рост. Но и не проводите все время в ожидании, когда вас заметят и отметят. Работайте и получайте от этого не только деньги и удовольствие, но и развитие.
BBDO Group —старейшее рекламное агентство России. Название — первые буквы фамилий основателей международной сети BBDO Worldwide (Баттен, Бартон, Дерштайн и Осборн), в которую входит и BBDO Moscow. В 1989 году это были всего 5 человек, обеспечивающих рекламную поддержку первому еще советскому заводу, выпускающему Пепси-Колу. Сейчас это холдинг из 16 подразделений, в которых работает более 300 сотрудников.
Обсуждение материала
Оставить комментарий